Со­бор Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных

admin 21/11/2021
Карттинка новости: 

Се­го­дня – один из са­мых из­вест­ных дней рос­сий­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря, из­вест­ный да­же лю­дям, по­се­ща­ю­щим храм эпи­зо­ди­че­ски. По-цер­ков­но­му – «Со­бор Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных. Ар­хан­ге­лов Гавриила, Ра­фаила, Уриила, Се­ла­фиила, Иегу­диила, Вара­хиила и Иере­миила». В на­ро­де – про­сто «Ми­хай­лов день».

Зна­чи­мость празд­ни­ка по­нят­на: ведь имен­но Ми­ха­ил – «во­е­на­чаль­ник» (по-гре­че­ски ар­хи­стра­тиг) бес­чис­лен­ных ле­ги­о­нов доб­рых ан­ге­лов. Они ве­дут борь­бу за ду­ши лю­дей со сво­и­ми пад­ши­ми со­бра­тья­ми, ко­то­рые от за­ви­сти и зло­бы по­чер­не­ли до неузна­ва­е­мо­сти и пре­вра­ти­лись в де­мо­нов. (В скоб­ках за­ме­тим, что так бы­ва­ет и с обу­ян­ны­ми са­мо­мне­ни­ем людь­ми.) Ар­хан­гел Ми­ха­ил – доб­лест­ный во­ин, слав­ный ры­царь Бо­га, за­щи­ща­ю­щий Его честь и до­сто­ин­ство. Дей­стви­тель­но, он но­сит Его ти­тул не про­сто на щи­те, но да­же в сво­ем соб­ствен­ном име­ни: тео­фор­ное имя «Ми­ха­ил» (евр. Ми­каэл) пе­ре­во­дит­ся как ри­то­ри­че­ский во­прос-вос­кли­ца­ние: «Кто ра­вен Бо­гу?!» От­вет, ра­зу­ме­ет­ся, из­ли­шен.

В вет­хо­за­вет­ной Кни­ге про­ро­ка Да­ни­и­ла ар­хан­гел Ми­ха­ил вы­сту­па­ет как князь бо­го­из­бран­но­го Из­ра­иль­ско­го на­ро­да. Он за­щи­ща­ет его от «кня­зя» (то есть от со­пер­ни­ча­ю­ще­го ан­ге­ла) «цар­ства Пер­сид­ско­го». А в но­во­за­вет­ной Кни­ге От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­си­се) Ми­ха­ил воз­глав­ля­ет по­след­нюю – эс­ха­то­ло­ги­че­скую – бит­ву с «дра­ко­ном» (с са­мим Са­та­ной, или Диа­во­лом) и его от­вра­ти­тель­ны­ми кле­вре­та­ми. Эта брань – из­люб­лен­ный сю­жет хри­сти­ан­ской ико­но­пи­си, жи­во­пи­си и гра­фи­ки: пе­ред гла­за­ми сра­зу воз­ни­ка­ют экс­прес­сив­ные дю­ре­ров­ские об­ра­зы.

Но Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил для хри­сти­ан – не толь­ко во­ин, но и ан­гел ми­ло­сер­дия, хо­да­тай за лю­дей пе­ред Бо­гом. Вме­сте с ар­хан­ге­лом Гав­ри­и­лом он сто­ит у Его тро­на. Он – про­вод­ник че­ло­ве­че­ских душ, по­мо­га­ю­щий им от­во­рить во­ро­та Небес­но­го Иеру­са­ли­ма. Он же, по пре­да­нию, пе­ре­нес на Небе­са те­ло усоп­шей Бо­го­ма­те­ри.

На Ру­си Ми­ха­ил счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем кня­зей (лю­дей во­ен­ных) и во­об­ще – нелег­ко­го рат­но­го де­ла. Но это не зна­чит, что Ар­хан­гел все­гда дол­жен вы­гля­деть во­ин­ствен­ным: сто­ит толь­ко взгля­нуть на его об­раз из Си­най­ско­го мо­на­сты­ря. А по­се­ти­те­ли Тре­тья­ков­ской га­ле­реи ни­ко­гда не за­бу­дут ико­ну Ан­дрея Рублё­ва с ро­ман­ти­че­ски-за­дум­чи­вым Ар­хан­ге­лом. Ве­ро­ят­но, он пре­да­ет­ся груст­ным раз­мыш­ле­ни­ям о на­си­лии, за­хлест­нув­шем наш мир.

Ми­хай­лов день – празд­ник древ­ний, хо­тя точ­ное вре­мя его по­яв­ле­ния неиз­вест­но. В Кон­стан­ти­но­по­ле в честь ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла бы­ло два хра­ма. В древ­них Ме­ся­це­сло­вах на­зва­ние празд­ни­ка ва­рьи­ру­ет­ся: «Со­бор ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла», «Со­бор Ми­ха­и­ла и Гав­ри­и­ла», «Со­бор ан­ге­лов», «Со­бор ар­хан­ге­лов»... А в Копт­ском ка­лен­да­ре XV ве­ка празд­ник в честь Ми­ха­и­ла и бес­плот­ных сил да­же по­ла­га­ет­ся в вось­мой день каж­до­го ме­ся­ца! Наш из­вест­ный цер­ков­ный ис­то­рик проф. Ва­си­лий Ва­си­лье­вич Бо­ло­тов до­ка­зал еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние это­го празд­ни­ка. В дан­ном слу­чае, он за­ме­нил со­бой ар­ха­и­че­ский празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня, за ко­то­рым бы­ла за­креп­ле­на но­вая да­та – 6 ян­ва­ря (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

Же­лаю всем име­нин­ни­кам под­дер­жать сво­е­го Небес­но­го па­тро­на в его бла­го­род­ной бит­ве, а для это­го – спра­вить­ся со злом сна­ча­ла в сво­ей соб­ствен­ной ду­ше.
Юрий Ру­бан,
кан­д. ист. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия
Источник: https://azbyka.ru/days/p-rytcar-boga

Художник Михаил Васильевич Нестеров.
«Ангел на гробе Господнем».

Аватар пользователя admin