История Натальи, тайной христианки, и её мужа Адриана, – трогательная история супружеской верности, чести и любви «до гроба» (и даже за гробом!) в буквальном смысле. Согласно преданию, они жили в начале IV века, в период последних и самых жестоких преследований христиан, на востоке Римской империи, в Никомидии, красивом городе на азиатском побережье Мраморного моря (современная Турция). Супруги были молоды и красивы, обзавестись детьми ещё не успели. Казалось, впереди их ждёт долгая и счастливая жизнь.
Адриан, сначала язычник, сын знатных родителей, служил в городском суде, но совершенно неожиданно для коллег обратился в христианство, поражённый мужеством арестованных и подвергнутых пыткам христиан. Велев своему секретарю внести и своё имя в список осуждённых, он выдержал неимоверные испытания и уговоры самого императора Максимиана Галерия (305–311 гг.), поражённого этим безумным с его точки зрения поступком. Переодетая в мужскую одежду и остригшая свои роскошные волосы, Наталья ухаживала в темнице за искалеченным мужем, утешала и ободряла его надеждой на встречу в будущей жизни. Она испила свою чашу страданий до конца, потому что стала свидетелем страшной смерти Адриана, которому палачи раздробили на наковальне ноги и отсекли руки.
Став вдовой, Наталья какое-то время оставалась дома, причём к ней настойчиво сватался влиятельный военачальник, фаворит императора, намного превосходивший богатством её покойного мужа. Для «обыкновенных» (расчетливых и скучных) женщин такой жених – мечта всей жизни (как бравый полковник Сергей Сергеевич Скалозуб). Но не для благородной Натальи. Ночью она плакала и обращалась с молитвой о помощи к своему супругу, не желая более без него жить на земле. Вскоре ей удалось на корабле бежать в город Византий (будущий Константинополь) с сохраненной и набальзамированной правой рукой Адриана, ставшей для христиан святыми мощами. Исполнив долг любви, она умерла после явления ей во сне супруга. Как несчастные – и одновременно трагически счастливые, получившие столь редкий дар любви! – Ромео и Джульетта, они встретились на небесах, и теперь уже никто не сможет их разлучить.
Философы считают, что имя даётся не случайно, но таинственным образом связано с именуемым. Римское имя Наталья – значит «природная», «родная». Наталья Никомидийская своей «несовременной» с точки зрения многих жизнью вполне его оправдала, показав, что жизнь без любви, пусть в богатстве, – невыразимо пошла и недостойна уважающей себя женщины. Желаю современным Натальям хотя бы раз в году вспоминать романтическую историю своей Небесной покровительницы.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Скульптурное изображение головы Гай Гале́рия Вале́рия Максимиа́низа из порфира, найденное в Феликс Ромулиана
Никоме́дия (греч. Νικομήδεια) - древний город в Малой Азии центр области Вифиния. Располагался на северном побережье Мраморного моря на узкой прибрежной полосе и на холмах высотой до 200 м. на подступах к Константинополю.
Согласно исследованиям, люди живут на этой территории вот уже пять тысяч лет, что неудивительно, поскольку город обладает удачным географическим положением, являясь пересечением многих торговых путей.
Первые свидетельства постоянного поселения на этом месте относятся к XII веку до нашей эры. В это время территория была под властью фригийцев и позже перешла к народу, прибывшему сюда из греческого города Мегара в поисках новых мест для жизни. Обосновались они в районе нынешней Башискеле(Турция), где построили портовый городок Астакос . Он назывался также Ольвия. Город был разрушен Лизимахом, полководцем Александра Великого бывшем в последствии царём Фракии и Македонии
После разрушения он был заново остроен в 264 году до н. э. царём Вифинии Никомедом I, переименован в Никомедию и стал одним из важнейших городов Малой Азии. Благодаря своему выгодному положению Никомедия достигла при вифинских царях цветущего состояния.
Но во 2 в. до н.э., в ходе политического и военного соперничества с царями Понта, они уступили часть территории Пергаму и значительную часть своей независимости Риму и римским кредиторам. Последний царь Никомед III, который умер в 74 до н.э., завещал царство Риму. Согласие Рима принять такое наследство ускорило третью (митридатскую) войну между Римом и Понтом, в ходе которой Вифиния неоднократно подвергалась набегам с обеих сторон. Помпей сделал бывшее царство частью новой преторианской провинции Вифиния и Понт и разделил землю между городами.
Бывший в 111-113 гг. н.э. легатом имп. Траяна в Вифинии и Понте Плиний Младший писал в Рим о многих памятниках Никомедии, ходатайствя об устройстве здесь водопровода, об открытии канала между внутренним озером и Никомедийским заливом, о постройке храма Кибелы и сената.
Никомедия оставалась восточной (и более важной) столицей империи до того, как Константин Великий разбил Лициния в 324 году. Последующие 6 лет Никомедия была фактической столицей империи Константина, пока он не провозгласил близлежащий Византий «Новым Римом» (впоследствии Константинополь, ныне Стамбул). В это время в Никомедии было построено много христианских храмов и дворцов.
В это время Никомедия приобрела большое культурное значение, её называли «Афинами в Вифинии». Расположенная на путях из Малой Азии на Балканы, она была крупным торговым и ремесленным центром и сохранила своё значение даже после переноса столицы в Константинополь.
В 1337 Никомедия была завоевана турками и переименована затем в Измит. Турки разрушили стены и истребили большую часть городского населения. Остатки городских стен можно увидеть еще и поныне; в них хорошо различаются две эпохи — римская и византийская. Красноречивыми памятниками древности являются также водопроводы.
В русских текстах до реформы 1918 года название города могло писаться как Никомидия, что связано с византийским произношением буквы «η» (отражение древнегреческого и латинского произношения).
Ныне это - Измит, İzmit, город в регионе Мармара, Турция, в области Чаталджа-Коджаэли (тур. Çatalca-Kocaeli Bölümü). Административный центр (центральный район, меркези) провинции Коджаэли.