Христианская мученица. "Не от мира сего". 1887-1888

admin 18/03/2020
Карттинка новости: 

Христианская мученица. "Не от мира сего". 1887-1888
Мрамор. 146 x 91 x 96 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1887 году П.М. Третьяков приобрел у Антокольского скульптуру «Христианская мученица», которая до 1893 года находилась за границей; в том же году скульптура была послана автором на выставку в Петербург в Академию художеств, а оттуда должна была поступить в галерею Третьякова. В Академии во время подъема ящик со скульптурой сорвался с веревки и упал, голова статуи откололась. Антокольский предлагал сделать повторение, Павел Михайлович не любил повторений, прибегал к ним в редких, исключительных случаях. Ему очень не хотелось иметь повторение «Христианской мученицы» Антокольского, а поэтому он предпочел получить ее с отбитым и приклеенным куском, чтобы не было второго экземпляра: это было в 1893 году. В таком виде она находится до сих пор в ГТГ.

Из письма В.В. Стасова к П.М. Третьякову

Многоуважаемый Павел Михайлович! Случилось великое несчастие: Ваша статуя «Христианская мученица» не существует более!! Она разбилась на несколько кусков.
Ботта мне сообщил, что она уже отправлена, и я поспешил передать Вам это. Между тем, это была неправда. Она была только упакована (в два ящика) и настолько уже вполне приготовлена к отправке, что все бумаги (накладная и пр.) были выправлены, и оставалось только положить на воз и послать на железную дорогу.
Но тут случилось следующее: скверно связанные (хотя и крепкие) веревки развязались, ящик полетел вниз с лестницы, сильно помялся. Когда его раскрыли, оказалось, что внутренний (2-й) ящик цел, но от сотрясения голова статуи отломилась и отвалилась, и самая статуя разбита на несколько кусков.
Потеря невозвратимая, особливо для Антокольского, который с такой любовью сам тут многое работал в мраморе, как никогда ни в одной другой статуе (его подлинные слова).
Горько жалею, но делать нечего. Антокольскому сегодня же сообщено.

24 апреля 1893

.......

Антокольский поднимает тему мученичества за веру. На религиозную тематику, в первую очередь, указывает христианский знак.

Хризма или хрисмон (Хи-Ро), ☧ — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр. 7:2)

Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мульвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (ст.‑слав. Симъ побѣдиши, буквальное значение — «Этим победишь»).

Этот символ вырезан на довольно массивной табличке, которую девушка держит в поразительной легкостью, едва касаясь её своими пальцами.
 

Аватар пользователя admin