Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх (1612).

admin 25/05/2020
Карттинка новости: 

Дни памяти: 2 марта (переходящая), 25 мая – Прославление, 17 октября – Собор Казанских святых, 18 октября – Собор Московских святителей

Священномученик Гермоген (Ермо­ген), патриарх Московский и всея Ру­си, родился около 1530 года в семье донских казаков. В миру носил имя Ермолай. Годы юношеского и зрелого возраста Гермогена совпали с выдаю­щимися событиями отечественной истории: покорение Казани, Астраха­ни, Сибири; венчание Иоанна IV на всероссийское царство, издание Су­дебника, проведение первых Земских Соборов. Разделил будущий патриарх в полной мере и скорбь своего Отече­ства по поводу произвола Польши, которая, захватив часть исконно рус­ских земель, преследовала там право­славие, стремясь насадить церков­ную унию под началом Рима. Эти ис­торические события оказали глубо­кое влияние на Гермогена, подготови­ли его на служение Церкви и Отече­ству.

Служение будущего патриарха Церк­ви Христовой началось в Казани про­стым приходским священником при гостинодворской церкви во имя свя­тителя Николая. По отзывам совре­менников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящ­ный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, уже будучи пресвите­ром, стал свидетелем чудесного явле­ния Казанской иконы Божией Мате­ри. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем тор­жественно, с крестным ходом, пере­нести в соседний Никольский храм.

Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением име­ни Гермоген. По всей вероятности, по­стрижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. В 1587 году он был назначен архимандритом Ка­занского Спасо-Преображенского мо­настыря. 13 мая 1589 года владыка Гермоген был хиротонисан во еписко­па, и в том же году новоизбранный патриарх Иов возвел его в сан митро­полита Казанского и Астраханского. На этой кафедре святитель Гермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычни­ков и мусульман (татар), приводя их к православной вере.

В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Сви­яжск мощи Казанского святителя Гер­мана. В 1594 году митрополит Гермо­ген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской ико­ны Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тро­парь «Заступнице Усердная» проник­нут истинным вдохновением и глубо­ким молитвенным чувством. В 1595 году при непосредственном участии святителя Гермогена совершилось об­ретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, пер­вого архиепископа Казанского (па­мять 4/17 октября, 5/18 декабря, 20 июня/3 июля), и Варсонофия, еписко­па Тверского (память 4/17 октября, 11/24 апреля), жизнеописания кото­рых он впоследствии создал. По хода­тайству святителя Гермогена была установлена поминальная суббота по­сле Покрова Богородицы для помино­вения всех воинов, павших при взя­тии Казани, и всех местных страдаль­цев за веру христианскую.

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен патриархом Москов­ским и всея Руси. В это время ему бы­ло более 70 лет.

Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, же­лавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католи­чество и искоренить православие. Ко­гда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, патриарх Гермоген обратил­ся к мятежникам и изменникам с дву­мя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разо­ряете? Заклинаю вас именем Бога, от­станьте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца ... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих роди­телей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...».

Тем временем в Москве начался го­лод. Первосвятитель повелел кела­рю Cepгиевой обители Авраамию Па­лицыну открыть для голодающих мо­настырские житницы с хлебом.

Патриарх Гермоген вдохновил ино­ков Троице-Сергиевой Лавры на caмоотверженную героическую обо­рону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный от­ряд осадил Лавру в сентябре 1608 го­да.

Жестокая осада длилась 16 меся­цев, но безуспешно: в январе 1610 го­да интервенты с позором отступили. В это время патриарх Гермоген про­должал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призы­вал подняться на защиту веры и Оте­чества.

В 1610 году самозванец, прозванный «тушинским вором», был убит своими приближенными. К этому времени по­сле боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского (в июле 1610 года) Москва была занята польскими войсками.
Большинство бояр желало видеть на русском престоле польско­го королевича Владислава, сына Си­гизмунда III. Этому решительно вос­противился патриарх Гермоген, со­вершавший в храмах особые молеб­ны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На тре­бование бояр написать особую грамо­ту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Гермо­ген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он от­крыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских лю­дей встать на защиту Родины. По бла­гословению патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения.

Москвичи под водительством Козь­мы Минина и князя Дмитрия Пожар­ского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а са­ми укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Гермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре под стра­жу.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поля­ки не раз посылали к патриарху по­слов с требованием, чтобы он прика­зал русским ополченцам отойти от го­рода, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одно­го Бога.

Если все вы, литовские лю­ди, пойдете из Московского государ­ства, я благословлю русское ополче­ние идти от Москвы, если же остане­тесь здесь, я благословлю всех сто­ять против вас и помереть за право­славную веру». Уже из заточения свя­щенномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому на­роду, в котором призывал крепко сто­ять в вере и помышлять лишь о том, как «души свои положити за дом Пре­чистой и за веру». Патриарх Гермоген благословил русских людей на осво­бодительный подвиг.

Более девяти месяцев томился святи­тель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.

Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась ре­шительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся рус­ское воинство провело в посте и мо­литве. И 27 октября 1612 года ожесто­ченное сопротивление польско-литов­ских отрядов было окончательно сломлено.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномуче­ника Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом мона­стыре.

Святость патриаршего подви­га, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее – при вскры­тии в 1652 году раки с мощами препо­добного. Через 40 лет после смерти патриарх Гермоген лежал как живой, а в 1654 году нетленные его мощи бы­ли перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Велико общенациональное значение святителя Гермогена, неутомимого борца за чистоту православия и един­ство Русской земли. Его церковная и патриотическая деятельность в тече­ние нескольких столетий служит для русского человека ярким образцом пламенной веры и любви к своему народу.

Церковная деятельность пер­восвятителя характеризуется внима­тельным и строгим отношением к бо­гослужению.
При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные: сен­тябрь, октябрь, ноябрь и первые 20 дней декабря, а также в 1610 году был напечатан «Большой Церковный Устав».

При этом святитель Гермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблю­дал за исправностью текстов. По бла­гословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была пе­реведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстанов­лено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типо­графии, пострадавшее во время пожа­ра 1611 года, когда Москва была подо­жжена поляками. Заботясь о соблюде­нии богослужебного чина, святитель Гермоген составил «Послание наказа­тельно ко всем людям, паче же свя­щенником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обли­чает священнослужителей в неустав­ном совершении церковных служб – многогласии, а мирян – в неблагого­вейности при богослужении.

Обладая выдающимся умом, святи­тель Гермоген много занимался в мо­настырских библиотеках, прежде все­го – в богатейшей библиотеке Мос­ковского Чудова монастыря, где вы­писывал из древних рукописей цен­нейшие исторические сведения, поло­женные в основу летописных запи­сей. В сочинениях предстоятеля Рус­ской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и при­меры, взятые из истории, что свиде­тельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью патриарх Гермоген со­единял и выдающиеся способности проповедника и учителя.

Тропарь священномученика Ермогена,
глас 4

Российския земли первопрестольниче/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче,/ за веру Христову и паству твою душу свою положив,/ страну нашу от нечестия избавил еси./ Темже вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими,// священномучениче Ермогене, отче наш.

Тропарь священномученика Ермогена,
глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Тропарь святителям Московским, глас 4

Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак священномученика Ермогена, глас 6

Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.

Величание

Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Молитва сщмч. Ермогену

О, великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази. Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем российским пастыря добра, душу свою за овцы положивша и лютыя волки далече отгнавша. Ныне убо призри и на ны, недостойная чада твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающая. Крепость бо наша в нас оскуде, и вражия ловления и сети обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Утверди нас в вере святей: научи нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная. Пастырем нашим буди архипастырь, воином вождь духовный, болящим врач, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и за вся теплый молитвенник; яко да молитвами твоими ограждяеми, непрестанно воспоем и прославим всесвятое Имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
 

Аватар пользователя admin