Профессор Сергей Александрович Рачинский оставив в расцвете лет кафедру Московского университета, которую возглавлял, в 1870-е годы стал идеологом церковно-приходских школ России.
Школа для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии, которую Рачинский выстроил на свои личные средства, содержал и в которой сам учительствовал, была земской. Сначала Рачинский организовал в школе качественное образование, а уж потом перевел ее в разряд церковно-приходских.
«Великая заслуга г. Рачинского заключается в том, что он имел силы довериться более своему художественному [творческому] чувству в деле воспитания, нежели всей в нем текущей действительности... Он непреодолимо ощутил то духовное обезображение, которому подвергается посредством начальной светской школы ребенок из семьи с древним церковным строем, и …как естественной элементарной школы для народа потребовал школы церковной. Высокое, европейское образование, каким он обладал уже ранее, и притом не имевшее ничего общего с Церковью, налегло на это требование всею своею тяжестью и придало ему вес…» (В.В. Розанов «Сумерки просвещения». Рубеж XIX–XX веков.)
Предлагаем попробовать решить в уме задачу, которую решали крестьянские дети в школе С.А. Рачинского.
(Интересно, сможет ли это сделать наш настоятель, прадедушка которого, Григорий Молоденков, изображен на этой картине).
Заодно, если вы не ленивы, можно ответить на вопрос, как и где изображен Григорий.