Из статьи: Галина Чурак

admin 22/09/2020
Карттинка новости: 

Один из ранних «восторгов» относится к картине 1869 года «Голгофа» (Национальный музей «Киевская картинная галерея»). Эмоциональным импульсом к ее созданию стал увиденный на посмертной выставке художника К.Д. Флавицкого эскиз-набросок с тем же названием. Репину захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее. «И вот, <...> я один, в особом чаянии вдохновения, чертил и отыскивал, воображая живую сцену Голгофы. <...> Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже сам был там. Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. <...> С ними, в этой темной страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Все внутри меня рвалось. <...> Как музыки, хотелось рыданий <...>». Захватывающая эмоциональная энергия выплеснулась в композиции эскиза, в горящих на фоне чернеющего неба факелах и изумительно намеченной плотной людской толпы, а также в группе на переднем плане смотрящих на воздвигаемый крест. Все самостоятельно в этой работе. Без оглядки на авторитеты написан эскиз, не ставший завершенной картиной.

Впервые будущий художник прикоснулся к этому сюжету 15-летним подростком, но уже завоевавшим признание как настоящий мастер по церковным росписям в родном Чугуеве и его окрестностях. Он не только писал образа для иконостасов, но и расписывал стены местных храмов. В иконописной артели старшие мастера выделяли дарование Репина среди других: «Да разве можно их равнять с вами? То мастера-ремесленники, а вы художник!» - вспоминал позже Репин. «Тысяча восемьсот шестьдесят первый год, август. Я только что закончил <...> большую картину во всю стену малиновской церкви (пять верст от Чугуева) - Христос на Голгофе.» Репин делал копию с популярной в те годы благодаря большому числу гравированных репродукций картины К.К. Штейбена «На Голгофе» (1841, ГТГ). Спустя десятилетия художник поместил гравюры с картины Штейбена в интерьере своего полотна «Не ждали» - того требовал внутренний смысл зрелого произведения художника. Вновь Репин вернулся к этому сюжету в 1896 году, исполнив большой эскиз «Голгофа» с открытой живописной экспрессивностью, передающей мгновения перед распятием Христа, изобразив подавленную печалью и горем Марию и «ближних к ней». Пространство между Христом и Богоматерью заполнено стражниками, любопытствующими мальчишками, вдали плотной массой виднеются люди, пришедшие увидеть казнь. Повествовательный элемент с подробностями снижает трагизм изображаемого события. Репин компенсирует это в одной из последних своих картин 1925 года, обратившись еще раз к волновавшему его сюжету распятия Христа на кресте. Так замыкается круг этой важной темы, начатой в юношеские годы.

РЕПИН: Вечные темы человеческого бытия

"Голгофа (Распятие Христа)", 1869
Холст, масло 80 × 98,5
Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Репин Илья Ефимович

Аватар пользователя admin