Сегодня (28-го ноября) начинается Рождественский пост, последний многодневный пост в этом календарном году. Он длится сорок дней и закончится 6 января, потому в церковном уставе именуется Четыредесятницей, так же как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост называют также Филипповым. В западном богослужении это период известен как адвент.
Установление Рождественского поста относится к древним временам христианства. С четвертого века он упоминается в трудах свт. Амвросия Медиоланского и блаженного Августина, в пятом веке о нем писал свт. Лев I Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других чуть больше. На Константинопольском соборе 1166 года всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост призывает нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
В наше время смысл поста преимущественно сведен к пищевой диете, мы забываем о том, что пищевой вопрос второстепенный, он лишь призван помочь нам направить наши усилия к главному – отсечение всего наносного и ненужного, того, что отдаляет нас от Бога.
О смысле поста замечательно сказал священник Антоний Борисов, кратко и понятно разъяснив суть истинного поста.
В течении всего периода Рождественского поста мы будем знакомиться с историей его становления, мыслями святых отцов на тему поста, пророчествами из Ветхого Завета о пришествии в мир долгожданного Мессии, тематикой грядущего праздника в литургических текстах богослужения.