Прошло три дня после празднования памяти княгини Ольги, и сегодня (15/28 июля) в церковном календаре значится память её внука, Владимира Святославовича, совершившего то, о чём она могла лишь мечтать. И это глубоко символично. Ольга опередила своё время, став христианкой в могущественном языческом государстве россов, и лишь Владимир смог к внешней политической силе присоединить высочайшую культуру, которую несло с собой христианство.
Храбрый воитель и разумный политик, сын Святослава хорошо понимал, что прочное единение его многоплеменного государства невозможно без единой религии, которая уравнивает всех – от самого князя и его двора до последнего селянина (смерда). В 978 году Владимир «сел на престоле отца своего в Киеве» и, как некогда римский император Диоклетиан, попытался опереться на традиционное язычество, в котором обожествлялись силы природы.
По словам летописца, Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам. И осквернилась кровью земля Русская и холм этот». Это не было красивой игрой, воспроизводимой сейчас наивными неоязычниками в лаптях и вышитых рубахах: боги-бесы требовали человеческих жертвоприношений! Именно тогда воссияли в Русской земле первомученики – варяги Феодор и Иоанн (†983), убитые озверевшими язычниками. Они стали первыми «русскими гражданами Небесного града», – как назвал их позднее святитель Симон Суздальский (†1226). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету. Происходившее было провиденциальным, потому что «преблагой Бог, – резюмирует летописец, – не хочет гибели грешников...».
Князь Владимир скоро убедился, что это – тупиковый путь. Действительно, ведь Римская империя (на обломках западной половины которой сформировались молодые европейские государства, а восточная часть продолжала существовать и известна нам как Византия) решительно отказалась от утонченного античного язычества шестью веками ранее, и история давно доказала необратимость этого пути. Поэтому, какой бы силой ни обладало Русское государство, оно всё равно продолжало оставаться для Европы государством «варварским» и примитивным, не обладавшим даже письменностью, без чего невозможно создание цивилизованного общества с национальным самосознанием.
Всё изменилось очень быстро. С крещением князя Владимира и началом официальной христианизации Руси появилась письменность, столетием ранее созданная для моравских славян. Она стала основой национальной литературы, сумевшей за несколько десятилетий вобрать в себя культурный опыт, накопленный христианской Европой в течение многих столетий. Это было подобно чуду, и этот культурный взлёт, сразу включивший Русь в ранг цивилизованных государств, был бы абсолютно невозможен при ином княжеском решении. Происшедшее сравнимо с прививкой дичка к культурному дереву. «О блаженное время и день добрый, в который крестился князь Владимир! – восклицает монах Иаков в своей „Похвале“. – Крестил же и всю землю Русскую от края и до края, и церковь создал каменную во имя Пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, тем самым попов обеспечив, и сирот, и вдовиц, и нищих. И потом всю землю Русскую и грады все украсил святыми церквами».
После крещения князь Владимир женился на Анне, сестре императора Василия II (что было абсолютно невозможно ранее!), – «и в династическом плане Русь поднялась на невиданную высоту, она породнилась с императорским домом Византии. Из варварской державы на краю света вдруг появилась держава с мировой культурой, мировой религией, и сразу это было ознаменовано расцветом древнерусской культуры. Русь сразу становится мировой державой, а Киев – соперником Константинополя» (Д. Лихачев). Такой и только такой лик надлежало явить Руси пред миром и Вечностью.
В древнерусских рукописях часто встречается словосочетание «православные крестьяне» или просто «крестьяне» – в значении «христиане» (элементарный фонетический переход). И скоро это слово становится самообозначением сельского населения, составлявшего более 95% всех россиян. Здесь – замечательный пример отождествления себя как сословия с главными выразителями и хранителями религии, будто бы навязанной «сверху» (как твердили наши атеисты и как до сих пор вторят им смешные «неоязычники»)!
Без духовного подвига князя Владимира не было бы ни древнерусского храмового искусства, которым восхищается весь мир, ни великой русской классической литературы. А Александр Пушкин не услышал бы в переводе «Илиады» Николая Гнедича «умолкнувший звук божественной эллинской речи», если бы гениальные филологи святые братья Кирилл и Мефодий не сообщили создаваемому ими литературному славянскому языку всю гибкость и выразительность своего родного греческого, знакомство с которым до недавнего времени было обязательным для каждого интеллигентного россиянина, посещавшего в детстве гимназию.
Празднуя из года в год память своего просветителя, мы вновь и вновь обращаемся к великим событиям, навсегда определившим наш культурный путь в мировой истории. Странно сознавать, что сравнительно недавно – на памяти нашего поколения – они отошли уже в позапрошлое (!) тысячелетие христианской эры.
Юрий Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия.
Тропарь
Уподобившийся купцу, искавшему хороших жемчужин, ты, могущественный властитель Владимир, будучи князем матери русских городов, богоспасаемого Киева, испытывая и посылая в город Константинополь узнать о православной вере, нашёл драгоценную жемчужину – Христа, избравшего тебя, как второго [апостола] Павла. Подобно ему и ты стряхнул слепоту духовную и телесную во святой купели. Поэтому и мы, люди твои, почитаем твою кончину. Ты же моли о спасении Российской страны и всех православных христиан.
Кондак
Уподобляясь великому апостолу Павлу в мудрости, ты, славный Владимир, отверг заботы об идолослужении, как детскую забаву, и украсился порфирою Божественного крещения как муж совершенный. И ныне, в радости предстоя Христу Спасителю, молись Ему о спасении Российской страны и мире церковном.
Художник Василий Иванович Навозов.
«Крещение». 1887 год.